3Назад
Мезенская роспись.
Вперед4
|
"Лошадки на ножках".
Известность мезенской росписи дало село Погащелье Мезенского района Архангельской области, поэтому ее называют еще и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии. Воронов говорил о ее необыкновенной схожести с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон VIII века до н. э., и, кто знает, может быть, попал какой образец сюда по пути из варяг в греки… Эти "темновидные" прялки напоминают древнегреческие амфоры и формой, и терракотово - черным построчным орнаментом. Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками заонежья. Начиная от "уточек"
или "курочек", на главках прялки по порядку шли: узорный прямоугольник - "бердо", названый так по сходству с одноименной частью ткацкого станка и чаще всего окруженный теми же "курочками" потом сплошной полосой шли геометрические узоры, напоминающие вышивку или тесьму, ряды коней и оленей, опять же чередующиеся с "уточками" или узорными полосами. На старых прялках поверхность лопаски не была окрашена по периметру, как допускается на промысле теперь при росписи плоскостных изделий. Когда - то краски приготовляли из красно - коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы - "таючей сере", а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Деревянную поверхность оставляли натуральной. Красно - коричневую краску мазками наносили на нее выдернутой из веника размочаленной палочкой. А затем глухариным или тетеревиным пером наводили черный контур. Сверху покрывали олифой. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле. Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым.
|
|